Россияне хотят иметь дело с надежными банками, доходность вкладов интересует их меньше – исследование Росгосстраха
Россияне готовы доверять свои деньги банкам на длительный срок – до 5 лет и больше.
Об этом свидетельствует исследование Росгосстраха о потребительском поведении россиян на рынке банковских услуг. Опрос проводился в июне 2007 года, в нем приняли участие 13764 человека в 44 городах России, включая все города с численностью населения свыше 500 тыс. человек. Сформированная выборка репрезентативна как для совокупности населения крупных и средних российских городов, так и для отдельных городов, в которых проводились исследования.
Исследование показало, что для большинства жителей крупных и средних городов приемлемый срок размещения средств на депозите находится в пределах трех лет. Вместе с тем почти 14% опрошенных готовы доверить деньги банку на срок до 3-5 лет, а 10% - на срок более 5 лет. «В последнее время заметно выросла доля лиц, готовых доверить свои деньги банку на срок более трех лет, - считает руководитель Центра стратегических исследований Росгосстраха Алексей Зубец. – Это свидетельствует о росте доверия россиян к банковской системе. Финансовые настроения россиян прямо определяются их предшествующим опытом. Поэтому по мере накопления опыта безубыточной и бескризисной работы банковской системы доверие к ней со стороны россиян будет только расти».
По результатам исследования самым известным банковским учреждением России остается Сбербанк. Его бренд без подсказки смогли вспомнить более 54% опрошенных потребителей. На втором месте «Русский стандарт». Его бренд назвали почти 13% жителей российских городов. Тройку лидеров по знанию брендов замыкает ВТБ с показателем 12%.
За последние полгода доля граждан, пользующихся хотя бы одной банковской услугой, выросла с 75% до 78%. Наиболее перспективными банковскими услугами среди населения являются банковский кредит (его в ближайшие месяцы готовы взять 11% потребителей), а 2% респондентов собираются открыть счет в рублях. Исследования показывают, что за исключением сегмента банковских кредитов не следует ожидать заметного роста количества пользователей банковских услуг. Скорее всего, основным «двигателем» банковской розницы будет увеличение объемов финансовых потоков уже существующих клиентов банков, а не увеличение их количества.
Наиболее популярными банковскими услугами в России являются коммунальные платежи (ими в последнее время пользовались 41% жителей крупных и средних городов), банковские зарплатные карты (28%), а также банковские кредиты (25%). «Мы отмечаем значительный рост числа тех, кто воспользовался банковским кредитом в последнее время, - говорит Алексей Зубец. – Осенью 2006 года во время аналогичного опроса о получении банковского кредита заявили только 17% потребителей. За последние полгода также заметно увеличилась доля людей, пользующихся зарплатной карточкой, вкладами и депозитами в рублях».
Исследование Росгосстраха показало, что россияне, в целом, удовлетворены своим сотрудничеством с банками – об этом заявили 80,4% потребителей. Выбирая банк, граждане в первую очередь ориентируются на показатель его надежности – об этом заявили почти 80% потребителей. На втором месте, с большим отрывом – привлекательность финансовых условий (32%), на третьем – величина и известность банка (22%). Качество сервиса является определяющим фактором для 21% опрошенных, широта выбора банковских услуг - для 9% потребителей.
Основным конкурентным преимуществом российских банков остается развитая филиальная сеть. Почти для 60% жителей городов основной причиной удовлетворенности сотрудничеством с банками является близость офиса банковского учреждения, второй по популярности ответ – высокая скорость проведения операций. Доходность вкладов стала последней в рейтинге причин удовлетворенности сотрудничеством.